Перспективы развития стандартов управления качеством на следующие 25 лет

Выпущенный в тираж один из стандартов ISO 9000 в 1987 году, запустил целую цепочку необходимых стандартов данной серии. Опыт, сложившийся на протяжении последних двадцати пяти лет, показывает, что данная система стандартов не теряет актуальности в применении. SC2 “Системы качества”, являющийся подкомитетом технического комитета ISO/TC176 “Менеджмент и контроль качества”, задаёт основание всем последующим стандартам управления качеством.
Двадцатипятилетний юбилей серии ISO 9000 является кульминационным для проведения анализа определённых элементов такого события, как появление данных стандартов.
Собирая урожай
Первое на что следует обратить внимание – огромное признание серии менеджмента качества ISO, обуславливающее успех на мировом уровне.Компания может позволить признать успех своего проекта. Стандарты ISO являются самыми продаваемыми, они образовали своеобразную платформу, свои термины и определения в отрасли стандартизации. Все эти аспекты привели к унификации процесса торговли за счёт принятия стандартов ISO 9001. Данная “Система менеджмента качества” стала образцом для обеспечения уровня требований к качеству продукции.
Стоит указать, что эта система стандартов стала основой для создания базы других стандартов, основывающихся на системах менеджмента в сфере производства, экология, безопасности в отраслях энергетики и информации. А в таких отраслях и сферах, как здравоохранение, образование и муниципальное управление, телекоммуникация и авиация – успешно действуют системы стандартизации ISO 9001:2008 “Система менеджмента качества” и ISO 9004:2009 “Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества”, плавно вытекающие из предыдущих стандартов.
Преподносить успех ISO/ТС 176/SC 2 можно довольно долго, перечислять регалии и громкие проекты. Но сейчас нас интересует будущее состояние вещей. Но чтобы это сделать, нужно провести анализ на следующие двадцать пять лет. Упомянутый подкомитет должен справиться с этой задачей, как справлялся и в предыдущие годы.
Ближе к горизонту
Подкомитет ISO/ТС 176/SC 2 имеет свою концепцию. Успех системы стандартов ISO 9000 обеспечивается требованиями: высокой оценки качества, применения на практике, применение инициативы к развитию стандартов качества управления.
Роль менеджмента в качестве системы, продвигающий экономическое развитие вперёд, редко удостаивается должного внимания со стороны аналитиков и теоретиков, так как больше всего сил уходит на аспект экологической безопасности и принципы социальной справедливости (рисунок 1).
Система менеджмента ISO 9001 – своеобразное подспорье для организаций и компаний, желающих или испытывающих потребность внедрения формалистической системы менеджмента управления в основу своей организации, несмотря на возможность сертификации, внедрение – не потеряло актуальности.
Важнейший аспект – гарантия качества в более широком смысле, чем преподносится сейчас сертификацией соответствия стандартам качества управления ISO 9001, выбранного одним из инструментов управления организации, ведущим к успеху. Для соблюдения стандартов на местах нужно ввести систему поощрений на уровне организации. Итоги работы и результаты после стимулирования следует проверять по системе серии ISO 9000.
Редактирование принципов
Принципы систематизации управления, изложенные в системах ISO 9001 и ISO 9004, основаны на мнениях экспертов-управленцев и ведущих учёных девяностых годов. В этих принципах интегрированы идеи философии и науки предыдущего века ведущих философов. Данные принципы изложены и перечислены в брошюре “Принципы менеджмента качества”. Там даётся их краткая характеристика и способы реализации на практике.
Вышеперечисленные подкомитеты, о которых шла речь ранее, ISO/TC 176/SC 2 и SC 1 ”Концепции и терминологии” осуществили анализ основополагающих принципов на применение в современных условиях в практической деятельности. Итогом проверки стало внедрения небольших поправок, существенные аспекты не претерпели изменений. Данный факт прямо указывает на состоятельность системы на данный момент и её актуальность – принципы готовы для применения следующими поколениями.
Последующее изложение ISO 9001
Изменения ISO 9001 были внесены в 2008 году после одобрения незначительных поправок. Подкомитет SC 2 исследовал итоги своей работы и готовил материал к следующей редакции, запланированной на 2015 год.
В результате исследований были предложены следующие мероприятия:
— создание долгосрочной стратегии для создания плана, анализа результатов процедур подкомитета SC 2;
— проведение семинаров открытого характера в аспекте плановых собраний SC 2, также в аспекте сотрудничества лиц, практикующих систему стандартов ISO 9001 и ISO 9004;
— взаимодействие с группами технического применения и координация технического управляющего совета ISO/TMB. Задачей данного органа является разработка стандартов, повышающих совместимость и работоспособность системы менеджмента, унификации терминов и определений системы.
Анализ тренда в сфере управления стандартов качества, включая исследование новых концепций, тенденций и диагностика на текущем этапе, находящие отражение в следующих редакциях системы серии ISO 9000.
Исследование и анализ данных из сети Интернет как реальных, так и потенциальных пользователей системы серии ISO 9000 на более чем 9 языках, включающий 11 722 респондентов, находящихся в 122 странах по всему миру.
Плановый анализ данных, полученных в результате вышеперечисленных процедур, в 2012 году в рамках системы ISO 9001 показал, что текущая версия полностью справляется с поставленными перед системой пользователями задачами, однако, есть пожелания по изменению стандарта в рамках унификации терминов и комфорта системы в использовании.
Данные профилактические меры в отношении стандарта ISO 9001 вызваны тем, что компания следит за актуальностью системы по средствам мониторинга изменений. Таким образом, своевременная реакция даёт гарантию в обеспечении уверенностью пользователей. Мы заинтересованы в удовлетворении потребностей своей аудитории, чьи права защищены нормативно-правовыми актами – законом.
Новая рабочая концепция была предложена в середине 2012 года на заседании рабочих органов в Испании. Была предложена директива, а также работоспособный проект, техническое задание и план разработки новой концепции. ISO/TC 176/SC 2/WG 24 в рамках заседания “Пересмотр ISO9001” создали основу для принятия изменений – текст и стандарт приложения директив. Следующая стадия – голосование организаций-членов комитетов и подкомитетов. Все результаты встречи были переданы на разработку подкомитетом SC 2.
Новые функции и аспекты в соответствии с техническим заданием, которому должен отвечать стандарт в новой редакции:
Иметь запас базовых функций в соответствии с требованиями на десять лет вперёд, а в перспективе обеспечить дальнейшую работоспособность.
Удержать позиции унифицированного, эффективного и комфортного для применения на местах продукта в любой сфере.
Придерживаться ориентации на эффективность управления аспектами и процессами, направленными на результат.
Учесть современные подходы, технологии и научные работы при создании нового стандарта.
Отвечать требованиям динамического изменения в необходимости всё более сложных и эффективных стандартов, при этом соблюдать аспект комфорта использования стандартов.
Соблюсти интересы всех сторон, участвующих в процессе применения стандартов управления менеджмента.
Вносить в проект только унифицированные термины и определения для простоты понимания системы и её последующего использования.
Перспектива стандарта ISO 9001:2015
На этот момент действует временная система стандартов, продемонстрированная на диаграмме проекта ISO 9001:2015, показанная на рисунке 2. Однако, сейчас возможна быстрая процедура создания. Подкомитеты ISO/TC 176/SC 2 сейчас нацелены на более установившуюся процедуру, поэтому общее время разработки не должно занять больше трёх лет.
На втором рисунке предложен график разработки ISO 9001:2015
Со всеми заинтересованными сторонами использования стандартов следует настроить эффективный диалог. Респонденты должны представлять различные сферы производства. Данные респонденты должны иметь в основе своей деятельности ISO 9001. Также необходимо учесть пользователей, сертифицированных на основании редакции ISO 9001:2008, представителей по унификации, стандартизации и аккредитации, контролирующие органы надзора.
Для контроля за работой комитета, во избежание любых негативных последствий отклонения от проекта системы стандартов, будут проводится процедуры контроля и сверки проделанной работы с существующим планом, проверка технического задания, проверку мероприятий по пересмотру стандарта, актуальности его содержания к использованию на текущий момент. Все эти процедуры будут сопровождаться представителями респондентов из разных стран.