Беспилотное пилотирование под призмой стандартов

Информация о появлении в воздухе дронов всегда привлекает внимание людей. Что, впрочем, вполне объяснимо. Человечество всегда с интересом и настороженностью смотрит на результаты прогресса. А уж в той сфере, которая касается воздушного пространства, учитывая ее перспективность, интерес всегда намного больше, чем в других.

Однако с активизацией эксплуатации подобных установок у многих вполне закономерно встает вопрос: «А действуют ли в сфере производства и эксплуатации дронов какие-либо стандарты?» Оказывается, действуют. А как же иначе.

Беспилотники – очень востребованный в наши дни продукт. Если ранее их использовали в армии и в крупных исследовательских центрах, то теперь беспилотники имеются у промышленных предприятий и даже у частных лиц. Ввиду подобного спроса и увеличившейся активности производства на рынке представлено много разных моделей, которые различаются по всем важнейшим показателям: стоимости, величине и функционалу.

С каждым годом, учитывая, что рынок данной технологии стремительно расширяется, инвестиций в производство дронов вкладывают все больше и больше. Помимо непосредственно самих беспилотных летательных аппаратов данная сфера подразумевает выпуск всего, что нужно для обслуживания дронов. Речь идет о станциях управления, организации связи и других узлах системы управления. Так что, как видим, производственный процесс поставлен на широкую ногу и обязательно нуждается в контроле.

По словам Кортни Робинсон – представительницы американской организации AIA, также занимающей ответственный пост Секретаря комиссии ИСО/ТК 20/ПК 16, занимающейся вопросами дронов, внимание к данной сфере – главная отправная точка в разработке стандартизационных документов для упорядочивания продукции и лучшего управления качеством.

Данное ведомство, представителем которого является К. Робинсон, управляется от имени ANSI, являющегося членом мировой системы ИСО от Соединенных Штатов. Его деятельность, отмечает чиновница, охватывает самые разные аспекты производства и эксплуатации. Причем создание данной комиссии весьма своевременно.

Актуальность стандартизации беспилотников

Стандартизация в сфере, касающейся дронов, — это одна из проблем, связанных с большим спросом на подобные летательные аппараты. Причем, по словам Кортни Робинсон, за последнее десятилетие вырос спрос не только на беспилотники, но и на малую авиацию, активно задействуемую для мониторинговых полетов, проверок оборудования, осмотра нефте- и путепроводов.

Помимо этих сфер дроны и другие небольшие летательные аппараты отлично зарекомендовали себя:
• при проведении поисково-спасательных работ;
• в сельском хозяйстве, а также для сдерживания распространения лесных пожаров;
• для мониторинга и поиска выживших после различных техногенных катастроф;
• при проведении наблюдения за заповедными территориями и т.д.

Коммерческая эксплуатация аппаратов подобного плана представляет интерес для развлекательной и туристической отраслей. Естественно, массового распространения дроны не получат. Таково мнение специалистов. Однако для тех, кто желает приобрести себе экземпляр, нет ничего невозможного.

Что же касается стандартизации, то при проведении изучения качественной составляющей комиссия по стандартизации летательных аппаратов разработала свой собственный подход. По словам Кортни Робинсон, надзор за качеством беспилотных летательных аппаратов должен проводиться с учетом функциональности и эксплуатационных рисков конкретного аппарата.

По вполне понятным причинам к дрону, который будет использоваться просто для аэросъемки для получения красивых снимков, куда меньше требований, чем к тому, который будет принимать участие в спасательных работах. Однако, как считают специалисты, единый нормативный базис у техники также быть должен. Благодаря нему можно сделать технику более контролируемой, а значит — безопасной. И тогда запрет на пилотирование беспилотников, принятый во многих странах, будет постепенно снят.

Эта ситуация уже сдвинулась с мертвой точки. Например, в Арктике с недавних пор никаких ограничений, связанных с использованием дронов, попросту нет. Да и на съемочных площадках иногда подобная техника оказывается востребованной. Правда, до сих пор остается открытым вопрос со стандартизацией инфраструктуры беспилотников.

Инфраструктура для дронов

Для достижения оптимальных результатов от пилотирования летательный аппарат должен работать в составе определенной системы. При этом инфраструктура для дронов развивается на основе цифровых спутниковых технологий. Однако единой мировой системы пока еще нет. Поэтому в отдельных странах разработка стандартов для использования дронов ведется своими силами.

По словам специалистов, наличие международной стандартизации данной сферы позволит обеспечить высочайшее качество продукции и конкурентоспособные цены. Также, что греха таить, использование дронов для пилотирования станет более согласованным для поддержания безопасности и пилота, и других людей на высшем уровне.

Также с помощью специальных стандартов можно будет полностью контролировать данную сферу. Так что разработка нормативной документации в данной сфере — чрезвычайно актуальный, важный и нужный процесс.